#include "fcntl.h" main() { char buf1[4096], buf2[4096] int fd1, fd2, i; if (((fd1 = open("/dev/dsk5/", O_RDONLY)) == -1) ((fd2 = open("/dev/rdsk5", O_RDONLY)) == -1)) { printf("ошибка при открытии\n"); exit(); } lseek(fd1, 8192L, 0); lseek(fd2, 8192L, 0); if ((read(fd1, buf1, sizeof(buf1)) == -1) (read(fd2, buf2, sizeof(buf2)) == -1)) { printf("ошибка при чтении\n"); exit(); } for (i = 0; i < sizeof(buf1); i++) if (buf1[i] != buf2[i]) { printf("различие в смещении %d\n", i); exit(); } printf("данные совпадают\n"); } |
Программы, осуществляющие чтение и запись на диск непосредственно, представляют опасность, поскольку манипулируют с чувствительной информацией, рискуя нарушить системную защиту. Администраторам следует защищать интерфейсы ввода-вывода путем установки прав доступа к файлам дисковых устройств. Например, дисковые файлы "/dev/dsk15" и "/dev/rdsk15" должны принадлежать пользователю с именем "root", и права доступа к ним должны быть определены таким образом, чтобы пользователю "root" было разрешено чтение, а всем остальным пользователям и чтение, и запись должны быть запрещены.
Программы, осуществляющие чтение и запись на диск непосредственно, могут также нарушить целостность данных в файловой системе. Алгоритмы файловой системы, рассмотренные в главах 3, 4 и 5, координируют выполнение операций ввода-вывода, связанных с диском, тем самым поддерживая целостность информационных структур на диске, в том числе списка свободных дисковых блоков и указателей из индексов на информационные блоки прямой и косвенной адресации. Процессы, обращающиеся к диску непосредственно, обходят эти алгоритмы. Пусть даже их программы написаны с большой осторожностью, проблема целостности все равно не исчезнет, если они выполняются параллельно с работой другой файловой системы. По этой причине программа fsck не должна выполняться при наличии активной файловой системы.
Два типа дискового интерфейса различаются между собой по использованию буферного кеша. При работе с блочным интерфейсом ядро пользуется тем же алгоритмом, что и для файлов обычного типа, исключение составляет тот момент, когда после преобразования адреса смещения логического байта в адрес смещения логического блока (см. алгоритм bmap в главе 4) оно трактует адрес смещения логического блока как физический номер блока в файловой системе. Затем, используя буферный кеш, ядро обращается к данным, и, в конечном итоге, к стратегическому интерфейсу драйвера. Однако, при обращении к диску через символьный интерфейс (без структурирования данных), ядро не превращает адрес смещения в адрес файла, а передает его немедленно драйверу, используя для передачи рабочее пространство задачи. Процедуры чтения и записи, входящие в состав драйвера, преобразуют смещение в байтах в смещение в блоках и копируют данные непосредственно в адресное пространство задачи, минуя буферы ядра.
Таким образом, если один процесс записывает на устройство блочного типа, а второй процесс затем считывает с устройства символьного типа по тому же адресу, второй процесс может не считать информацию, записанную первым процессом, так как информация может еще находиться в буферном кеше, а не на диске. Тем не менее, если второй процесс обратится к устройству блочного типа, он автоматически попадет на новые данные, находящиеся в буферном кеше.
При использовании символьного интерфейса можно столкнуться со странной ситуацией. Если процесс читает или пишет на устройство посимвольного ввода-вывода порциями меньшего размера, чем, к примеру, блок, результаты будут зависеть от драйвера. Например, если производить запись на ленту по 1 байту, каждый байт может попасть в любой из ленточных блоков.
Преимущество использования символьного интерфейса состоит в скорости, если не возникает необходимость в кешировании данных для дальнейшей работы. Процессы, обращающиеся к устройствам ввода -вывода блоками, передают информацию блоками, размер каждого из которых ограничивается размером логического блока в данной файловой системе. Например, если размер логического блока в файловой системе 1 Кбайт, за одну операцию ввода-вывода может быть передано не больше 1 Кбайта информации. При этом процессы, обращающиеся к диску с помощью символьного интерфейса, могут передавать за одну дисковую операцию множество дисковых блоков, в зависимости от возможностей дискового контроллера. С функциональной точки зрения, процесс получает тот же самый результат, но символьный интерфейс может работать гораздо быстрее. Если воспользоваться примером, приведенным на Рисунке 10.8, можно увидеть, что когда процесс считывает 4096 байт, используя блочный интерфейс для файловой системы с размером блока 1 Кбайт, ядро производит четыре внутренние итерации, на каждом шаге обращаясь к диску, прежде чем вызванная системная функция возвращает управление, но когда процесс использует символьный интерфейс, драйвер может закончить чтение за одну дисковую операцию. Более того, использование блочного интерфейса вызывает дополнительное копирование данных между адресным пространством задачи и буферами ядра, что отсутствует в символьном интерфейсе.
(***) Не существует иного способа установить, что символьный и блочный драйверы ссылаются на одно и то же устройство, кроме просмотра таблиц системной конфигурации и текста программ драйвера.